Ви є тут

Архитектура достоинства

Валерий Кодецкий,

управляющий партнер UDP

Инновационность определяет лидерство, конкурентоспособность, устойчивое развитие бизнеса и общества, даже, если угодно, государства в целом.

Еще лет десять назад преимущество любой коммерческой компании на рынке напрямую зависело от того, насколько быстро она могла разработать и внедрить в производство ту или иную инновацию. В наши дни сохранить приоритет, вкладывая огромные средства в новые разработки, очень сложно, практически невозможно. Уровень технологического развития передовых стран выровнялся, и это позволяет практически мгновенно скопировать любое изобретение. Сегодня вы разработали iPhone – завтра конкуренты представили на рынке его аналог, вы создали лекарство – другие фармацевтические фирмы расшифровали формулу и выпустили дженерики. Появление транснациональных компаний, рост международной конкуренции, развитие информационных технологий и возникновение новых социальных структур подвели мир к пониманию того, что упрочить и сохранить на долгие годы свое лидерство сможет лишь тот, кто будет продуцировать инновационные модели, а не отдельные открытия, предлагать новые схемы в управлении и организации производственных процессов и общественных моделей.

В этом случае любое копирование или заимствование будет содействовать рыночной экспансии, распространению оригинального продукта и повышению стоимости бренда. Именно поэтому крупнейшие компании, лучшие умы и таланты всего мира сегодня сосредоточились на разработке инновационных моделей, которые основываются на высочайшем уровне технической культуры и новейших информационных технологиях.

Наглядным примером реализации такого подхода (пусть и вне сферы строительства) является система Uber, которая уже официально пришла и к нам, в Украину. Ее идея проста: люди подвозят людей. Казалось бы, что в ней нового? В чем секрет успеха Uber? Какую новацию она использовала? И почему это нельзя было сделать раньше? С помощью специального Интернет-приложения Uber предложила обществу принципиально иную модель пассажирских перевозок. Она дала возможность владельцам транспортных средств, не превращаясь ни в частных извозчиков, ни в профессиональных таксистов, эффективнее использовать автомобиль, повышая процент его утилизации, и получать дополнительный доход. Например, по дороге на работу подвозить пассажиров. Клиенты Uber получили удобный и быстрый сервис, качество которого гарантировано самой системой. Она не только отбирает по профессиональным критериям лучших из автолюбителей, но также контролирует и оценивает их работу, отсеивая недобросовестных водителей. До широкого распространения интернета и появления развитых социальных сетей такая транспортная модель была технологически невозможна.

*****

Но обратимся к девелопменту. В период дефицита всех видов недвижимости рынок развивался столь стремительно, что объективной необходимости в поиске новых форматов не было. С маркетинговой точки зрения задача была классически проста: определить платежеспособные группы населения и предложить им соответствующий продукт.

Если посмотреть на то, что было построено в Киеве за последние десятилетия, картина окажется неутешительной. В массе своей это заимствованные зарубежные проекты, адаптированные к условиям нашего рынка. Они вкраплены в городскую среду безо всякой системы, с полным неуважением к сложившемуся архитектурному ландшафту. Горожане вполне обоснованно возмущаются потерей самобытности исторических центров, отсутствием единой градостроительной политики, перегрузкой транспортной инфраструктуры, деградацией культурной среды городов.

Чем восхищаемся мы, путешествуя по миру, что остается в памяти? Разве только отдельно стоящие памятники или отреставрированные центры городов? Нет, нам дорога общая архитектурная среда, архитектоника застройки и публичное пространство, создающие уникальную эмоциональную атмосферу. Такие места становятся центрами притяжения для горожан и туристов, они остаются в нашем сознании как эстетические образцы. Это своеобразные маркеры урбанистической среды, регулирующие наше настроение, уклад жизни, традиции, ритуалы, скрытые от посторонних глаз смыслы. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить, например, парк Шевченко, новый и старый Ботанические сады, Владимирскую горку, Мариинский парк и внимательно присмотреться к людям. Раньше к таким маркерам относились и летние кинотеатры под открытым небом, театры, оркестровые площадки с духовыми оркестрами по выходным. Но ветер перемен предлагает некие другие модели развития городского публичного пространства, которые также можно отнести к инновационным: флеш-мобы, бук-кроссинг, стратегия смарт-сити, «инвазивные» экскурсии малых групп туристов по историческим или недоступным ранее местам. Впрочем, и прежние традиции понемногу возрождаются: после десятилетий запустения интенсивно отстраивается киевский велотрек, все чаще можно увидеть новые скверики и общественные оркестровые и танцплощадки.

Что, прежде всего, мы ценим и любим в нашем Киеве, если не считать древнейших знаковых храмовых комплексов? Конечно же, тот неповторимый киевский модерн, а точнее сказать, его подвид – киевскую сецессию. Это великолепные фасады и лепнина доходных домов, которые представляли собой массовое жилищное строительство конца XIX – начала XX вв. Есть и другой центр притяжения – Крещатик. Эта застройка 50-х была ответом на стремление истощенного военным лихолетьем общества к прекрасному и доброму, что и выразилось в этом своеобразном киевском «маньеризме», всех этих наивных кремовых розеточках, плиточках, пряниках, колосках и фигурах на фасадах домов Крещатика. Дух «сталинского ампира» превалирует на западной части улицы. При всей спорности архитектурных решений он стал лицом нашего города. Каждая значимая историческая эпоха оставляла на киевских улицах свой след. Например, конструктивизм 30-х годов представлен кинотеатром «Жовтень» и бывшим клубом «Пищевик» (ныне «Славутич») – на Подоле, домом писателей РОЛІТ („РОбітників ЛІТератури”) – на ул. Богдана Хмельницкого, 68, угрюмым домом из потемневшего кирпича на углу Большой Житомирской и Гончара – примеры того немногого, что от него осталось. Сталинский «ампир», в виде некогда ценимых населением пышных «сталинок» в центре, и целые районы «хрущевок» и панельных многоэтажек киевских жилых массивов – все они наследие прошедших эпох. Почему же одни здания стали визитной карточкой города, а другие – нежелательными родимыми пятнами, от которых мы бы хотели избавиться?

Рождение нового архитектурного стиля всегда начинается с осознания потребностей общества. Для реализации этого запроса прежде всего необходимы соответствующие технологические возможности, которые, в свою очередь, дают возможность раскрыться таланту архитектора. Если такие условия сложились, возникает альтернативная архитектура, которая со временем становится нашим архитектурным наследием. Так происходило всегда и везде. На промышленную революцию конца XIX – начала XX вв. Северная Америка ответила строительством высоток в стиле Ар-деко, который вошел в историю американской архитектуры под названием “стиль небоскребов”, а Европа – Модерном, Арт-нуво, Югендштилем, Сецессией, как в разных странах и с разными оговорками называли это направление. Именно тогда, уловив со стороны образованного населения Киева запрос на комфортное съемное жилье, архитекторы предложили новый формат – многоэтажный доходный дом. К тому времени индустрия уже производила достаточное количество стали, началось массовое применение новых материалов – бетона и железобетона. Это и позволило гению Владислава Городецкого и других киевских зодчих совершить прорыв в архитектуре. Даже «хрущевки» были для своего времени символом прогресса при том, что художественные достоинства архитектуры были принесены в жертву базовой потребности человека – мечте об индивидуальном жилье. Они создавали новый социум – новые общины и социальные отношения, формировали новое публичное пространство.

*****

Век XXI отметился в Украине двумя эпохальными событиями – Оранжевой революцией 2004-го и Революцией Достоинства 2013–2014-го. Что у меня, как у девелопера, как у гражданина и человека, который ожидает решительных преобразований и прогресса, вызывает удивление и несогласие?!

В свою очередь, стремление общества к справедливости умело использовал криминалитет, организовавший систему блокирования объектов строительства и вымогательства – под «мантры» о борьбе с «произволом застройщиков». Бездействие правоохранительных органов в защите прав собственности при попустительстве местных властей надолго отпугнули от Киева зарубежных инвесторов, затормозили развитие строительной отрасли – ключевого работодателя и «драйвера» экономического развития. Вместо инвестиционного бума и расширения международного сотрудничества мы получили экономический спад, бегство капиталов и утечку мозгов.

И Оранжевая революция, и Революция Достоинства были событиями массовыми, настолько потрясающими и яркими, что вышли за рамки национального масштаба. Но при этом они не оставили сколько-нибудь заметного архитектурного следа. Это поразительно: мощнейший импульс преобразований, запрос общества на тотальное обновление огромный, но не нашлось активной группы профессионалов, которые бы сформулировали этот запрос в отношении архитектуры и градостроительства.

Киевляне так и не получили альтернативных планов развития города от молодых архитекторов. Допустим, «старые» зодчие уже не могут, не в силах. Но молодым-то что мешает? Их сверстники 20-х – 30-х годов прошлого века использовали исторический шанс – они самоорганизовывались, создавали творческие объединения и выходили к обществу со своими манифестами. Отрицая авторитеты, отжившие формы и правила, они активно предлагали новые модели городской среды, смело экспериментировали и оставили ценное культурное наследие. А наши творческие силы все чего-то ждут. Киеву нужна прежде всего осмысленная стратегия развития и зоннинг. Были попытки работать в этом направлении, пока Департамент архитектуры Киева не прекратил подобные инициативы. Помним, однако, что город планируют не только архитекторы. Urban PLANNING (городское планирование) и Urban DESIGN (градостроительство) – совсем разные вещи. И кто виноват, что городская власть делает вид, что конкурсов не было?! Собственно, не нужно «открывать Америку», ведь давно уже существует концепция «справедливого города-пространства» и принципы устойчивого урбанистического развития. Их просто нужно применять к планированию городов Украины. Талантливые специалисты-архитекторы и урбанисты у нас есть. Но почему же о них так мало знают? Слава богу, в эпоху Интернета живем! Если есть что предложить – никто им не запретит, не для того ли существуют социальные сети!? Но дальше проектов монумента павшим героям Небесной Сотни, пусть и наиважнейшего, и предложений о сносе дискредитировавших себя памятников коммунистической эпохи дело так и не пошло. Может, стоит обратиться непосредственно к киевлянам, девелоперам, застройщикам, а не только к государственным структурам?!

Все, что осталось после Оранжевой революции, – граффити на здании почтамта – новая власть успешно вымарала. Откуда же новые поколения узнают об этих исторических вехах? Куда поведет дед своего внука и что ему покажет? Где это торжество духа, воплощенное в камне, в стекле и бетоне, в новых форматах улиц и площадей?

Украинское общество громко заявило о своих правах на достоинство личности, на достойную жизнь. Конечно, оно сделало это теми средствами и в тех терминах, которые ему были тогда доступны. Мы называем это стремлением к европейским ценностям, к Европейскому Союзу. Но в чем была основная идея? Люди стремились к свободе, самовыражению, защите личного выбора, верховенству права и законов, развитию своих талантов и праву самостоятельно строить свою жизнь. Это очень сильная целевая установка для политиков, партий, правительства. А для архитекторов, для застройщиков, для городских общин? В чем должен выражаться их запрос на новый формат жизни и достоинства?

*****

Осознавая необходимость отразить главные требования эпохи, мы разрабатываем новую градостроительную стратегию под амбициозным названием «Архитектура Достоинства» (Architecture of Dignity, Архітектура Гідності). Это ответ архитекторов и строителей на стремление граждан к достойной жизни. Он направлен на формирование максимально удобной среды обитания людей, имеющей неограниченный потенциал развития и адаптации к возрастающим потребностям жителей. Мы стремимся, чтобы эта среда была восприимчивой к технологическим и техническим новациям и вызовам будущего. Но так, чтобы никоим образом не пострадало сложившееся публичное пространство, целостность исторических памятников и исторической среды города, его традиционного силуэта и уклада жизни. Также и соседи будущих новостроек не должны быть каким-либо образом ущемлены. Что позволяет называть эту архитектуру новым форматом? Выстраивая идеологию «Архитектуры Достоинства», мы провели множество всевозможных дискуссий с политиками, концептологами, урбанистами, архитекторами как в Украине, так и за рубежом. И вот на что обратили внимание. Сейчас на Западе – и в Италии, и в Австрии, и в Германии, и в Северной Америке идет активный поиск новых инновационных моделей организации общественной жизни. Структурирование человеческого общества происходит не по имущественному признаку, не по возрастному, не по национальному, даже не по религиозному, а по признаку социального интереса. По сути, общество делится на социальные группы в зависимости от отношения к тому или иному вопросу, той или иной проблеме. Как в Facebook или в «Одноклассниках», недаром они имеют такой успех.

 

Но если социальные группы образуются по признаку общих интересов, взаимного уважения и доверия, то наши архитектурные решения и многофункциональные комплексы должны как минимум соответствовать тем же принципам. Если у людей есть желание жить рядом с теми, с кем им хочется общаться и разговаривать на одном языке общественных интересов, значит не должно быть ничего, что социально расслаивало бы их, стратифицировало по социальным классам, а тем более унижало ихчеловеческое достоинство.

 

Именно таким мы рассматриваем состоявшийся на сегодняшний день первый опыт нового формата архитектуры – проект «Новопечерские Липки». В чем это проявляется? Внутри комплекса не существует деления на более дорогое и более дешевое жилье. Нет никаких внешних признаков дороговизны в виде смехотворных башенок и прочих архитектурных атрибутов «богатого жилья». У человека не возникает ощущения неловкости, будто он попал в «гетто для элиты», где ему не рады. Наоборот, он чувствует, что находится в привычной дружественной среде – именно так и должен жить наш современник. Здесь есть все, что необходимо для качественной и достойной жизни: спортивные площадки, приятные места для отдыха, современные школы и велодорожки, уютные кафе и множество магазинов. И все это без пошлой стилизации «под старину» или копирования «европейских достопримечательностей». Возможно, в Киеве найдутся спортплощадки и получше, и рестораны подороже, но в Новопечерских Липках все это существует в едином комплексе. Причем наша концепция развивается во времени, появляются новые элементы инфраструктуры. Здесь уже открыты две школы, строится открытый плавательный бассейн. Другой наш проект – «Бульвар Фонтанов» – реализует совершенно иную концепцию «городского резорта». Это инновационная модель самоорганизации и развития городской общины на основе общего пользования комплексом современных инфраструктурных объектов по аналогии с лучшими курортными комплексами. Любая группа людей этом жилом комплексе сможет найти место для реализации своих интересов. Планируются зоны для матерей с детьми, для пожилых людей, для молодежи. Всем будет интересно здесь. Более того, переходя из одной группы в другую в пределах территории комплекса, они будут чувствовать себя совершенно комфортно. Таким образом, в основе нашей стратегии «Архитектуры Достоинства» лежит философское осознание непрерывности и динамики развития общества, его растущих потребностей в самореализации, стремлении к успеху и общественному признанию. Проектные решения, которые мы предлагаем, основываются на самых передовых технологиях, поэтому они будут успешно функционировать многие годы, десятилетия, а возможно, и несколько поколений. В идеале мы должны создать то, чем будут гордиться наши дети. Нам бы хотелось, чтобы форматы, которые мы предложили, установили новые стандарты комфорта и организации городской среды. Чтобы наши идеи разбудили творческий потенциал молодых (и не только по возрасту) амбициозных архитекторов и в ближайшее время у нас появилось два – три – десять альтернативных планов развития Киева. Вместе мы создадим достойный город с высоким качеством жизни, город без задворок и трущоб, красивый и безопасный. Будем рады, если Новопечерские Липки станут таким же центром притяжения для киевлян, как Крещатик. Надеемся, что наши проекты станут вызовом городской власти и другим застройщикам и в каждом районе появятся свои новые центры инновационного развития. Сегодня роль архитектуры особенно важна. Инновационные проекты призваны показать себе и миру созидательный, креативный потенциал новой Украины. Нам всем надо стремиться к достижению ярких успехов, чтобы преодолеть депрессивное состояние общества и экономики. Мы живем в сложное время экономических и политических кризисов, ломки старых моделей организации общественной и государственной жизни. Неуверенность в завтрашнем дне негативно сказывается на долгосрочных инвестициях, рынок недвижимости теряет массового потребителя, становится все более конкурентным. В этих условиях критически важно, чтобы конкуренция на ценовом уровне не отразилась на техническом и эстетическом качестве проектов. Нельзя продуцировать бетонных монстров, используя устаревшие нормы и технологии, жертвовать безопасностью и комфортом. Лучше меньше, да лучше! Пусть будет квартира меньшего размера, но в ней будет все необходимое для жизни современного человека. И не по минимуму, а по максимуму этих потребностей. Такая задача должна быть поставлена перед архитекторами. Именно за такими нормами должен следить строительный контроль. Что касается дороговизны качественных инновационных проектов, которая делает их недоступными для массового потребителя, то это устоявшееся заблуждение. Инновации удешевляют и ускоряют процесс строительства, снижают эксплуатационные расходы, повышают комфорт и безопасность жилья. Многое зависит и от того, насколько быстро регулирующие органы идут на изменения устаревших норм и нормативов, сокращают процедуры согласований и выдачи разрешений. Будь они активнее, это позволило бы существенно снизить инвестиционные риски и повысить доступность нового комфортного жилья.

Роль государства в нашем деле довольно велика. И вопрос не в том, кого поддержат местные власти, а в том, что они должны создать такие условия, чтобы люди, заявившие права на свой город, на свою судьбу, на свое будущее, получили бы режим наибольшего благоприятствования. Власть должна дать возможность максимальному количеству талантов реализовать себя. Только тогда у нас появится новыйГородецкий.

Наша задача заключается в том, чтобы разрабатывать, анализировать и предлагать обществу новые инновационные форматы. Мы постоянно ведем эту работу, привлекая к сотрудничеству и украинских, и зарубежных архитекторов, всех тех, кто разделяет нашу философию и понимает требования времени. Наши проекты – это и обращение к молодым архитекторам, предпринимателям, бизнесменам. Будьте активнее в выражении своих требований! Мало просто декларировать свой европейский выбор, свое человеческое достоинство, нужно его артикулировать, защищать и каждый день подтверждать. Мы показали всему миру, что у нас много молодой энергии, что украинцы готовы с оружием в руках защищать свою Родину. Это прекрасно, но каждая нация должна вложить в европейский дом свой строительный камень, а не взрывчатку. Сегодня же 45-миллионная Украина со свойственной ей непредсказуемостью вызывает у европейцев опаску. Мы должны показать, что нас не надо бояться. А для этого следует продемонстрировать креативность созидания, предложить такие инновационные форматы, которые дадут «старушке Европе» новый импульс развития. Это покажет, что мы не просто готовы разделить общеевропейские ценности, но и присоединиться к общеевропейскому строительству. Я абсолютно уверен, что, назвавшись европейцами, украинцы должны подтвердить это результатом.

г. Киев 2016 г.