Ви є тут

БОЛЬШИНСТВО КОНФЛИКТОВ И СПОРНЫХ ВОПРОСОВ ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА НЕОСВЕДОМЛЕННОСТИ

АЛЕКСАНДР СВИСТУНОВ: «БОЛЬШИНСТВО КОНФЛИКТОВ И СПОРНЫХ ВОПРОСОВ ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА НЕОСВЕДОМЛЕННОСТИ»

Эксклюзивное интервью главного архитектора Киева, директора Департамента градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации Александра Свистунова

Александр Викторович! Каким вы видите развитие Киева как столицы европейского государства? Каковы стратегические планы развития территорий города? Кто-нибудь занимается предварительными исследованиями в этом направлении?

– Город должен стать в первую очередь комфортным для киевлян. Именно поэтому вся инфраструктура должна развиваться комплексно согласно с общей стратегией Киева и с учетом интересов наших соседей, то есть области. Наш город очень часто сравнивают с другими столицами и пытаются на него примерить чужие пути развития. Киев настолько неповторимый, что он, конечно же, может в себя вобрать принципы тех или иных городов, которые прошли такие же этапы развития и становления. Однако нельзя сказать, что мы будем на кого-то отдельно равняться. Нет. Мы будем равняться на успех тех городов, которые решили проблемы, накопившиеся сегодня в нашем городе. Какой-то европейский город пережил историю с дорогами, с односторонними движениями, полным переосмыслением всей транспортной структуры. Какой-то город ввел мораторий на строительство в центральной части. Какой-то город пошел по развитию с подземными паркингами и освоению подземных территорий. Какой-то город пошел по рекреационным зонам освоения рек. И этот опыт надо изучать. А Киев должен оставаться Киевом. Он ни на кого не должен быть похож. Это должен быть европейский современный и комфортный город. А стратегия города – это, прежде всего, генплан.

Среди молодежи все больше и больше становится модным вести здоровый образ жизни, и это надо поддерживать!

– Все чаще говорят о необходимости нового генплана. В дискуссиях поднимается вопрос о том, что сам принцип генплана – устаревший механизм развития города. Каким тогда должен быть современный адекватный механизм? Что слышно о новом генплане нашего города?

– Генплан 2020 г. уже безнадежно устарел. Он предполагал увеличение территории города за счет области и в то же время был рассчитан на 2,7 миллиона жителей и 740 тысяч автомобилей к 2020 году. У нас уже в 2017 году 3,5 миллиона жителей и 1,2 миллиона машин! Следовательно, новый Генплан необходимо принимать. И затягивать этот процесс мы не хотим. Поэтому активно ведется работа по подготовке детальных планов территорий, которые уже сегодня показывают перспективу развития районов и общее видение по возможным инвестиционным вложениям. Надо понимать, что Генплан — это сложный документ, который вбирает в себя все составляющие развития города, в том числе и в экономическом, политическом, историческом аспектах. Генплан 2025 начал создаваться 9 лет назад и, естественно, к сегодняшнему дню претерпел множество изменений, ведь город, он как живой организм, живет и развивается. Мы создаем фактически новый историко-архитектурный опорный план, являющийся одним из основополагающих документов в разделах Генплана и уже учитывает недавно принятые изменения по увеличению буферных зон Софии Киевской и Киево-Печерской лавры. Работа над Генпланом идет, и она должна продолжаться во всех направлениях. Особенно на этом этапе надо уделить внимание разъяснению простым и доступным языком преимущества и важность Генплана обычным киевлянам, войти в конструктивный диалог с депутатами Киевсовета, поскольку большинство конфликтов и спорных вопросов возникают из-за неосведомленности. А такие ситуации начинают использовать в корыстных целях, переносят в политическую сферу, заказывают грязные PR-кампании. Именно поэтому данный процесс должен быть открытым и понятным.

– Можно ли нарисовать общую картину, куда движется город? Что ждет ветшающие спальные массивы? В то же время создаются все новые микрорайоны города без минимальной культурной и общественной инфраструктуры в плане досуга и развития личности. Проблемы транспорта, сообщения города с областью? Итак, куда мы идем?

– Спальные районы должны проснуться. Для этого у нас есть территории и возможности. Мы обязаны по всему городу провести полную инвентаризацию территорий, чтобы понять, каким ресурсом обладаем. И вот тогда мы сможем с уверенностью сказать, где и какие зоны рекреации сможем создать. Я говорю не только о парках или каких-то территориях, связанных с водой. Я говорю о культурных, спортивных и детских центрах. Среди молодежи все больше и больше становится модным вести здоровый образ жизни, и это надо поддерживать! Наш департамент впервые в истории города реализует общегородскую концепцию велоинфраструктуры в столице. Как следствие, количество людей, передвигающихся на велосипедах, увеличилось в разы! На сегодняшний день есть еще серьезные проблемы со спортзалами и открытими площадками. Кто сталкивался с этим, тот знает, что в холодное время года, чтобы снять какой-то зал и поиграть в футбол в удобное время, надо приложить немало труда для поиска, и не факт, что удастся найти. И спрос на помещения для таких видов активного отдыха только растет. Мы должны заложить возможность такого развития в новой градостроительной документации, особенно при формировании новых районов. Тем самым будем решать и вопросы миграции населения, разгружать потоки между правым и левым берегом. Ведь если у людей недалеко от дома будет место, где они смогут позаниматься спортом, провести семейный досуг, посетить культурные мероприятия, у них отпадет потребность внутренней миграции по городу и, как результат, это снизит нагрузку на транспортную инфраструктуру. То же самое касается и нагрузки на Киев со стороны области, когда в будни люди массово съезжаются в столицу на работу, а в выходные всей семьей едут в ТРЦ или на прогулку. Для этого мы создадим правильные хабы на въездах в город, которые будут не только перехватывать и автомобильный транспорт и людей, но и станут своего рода торговыми центрами для гостей города. Тогда уже в будущем можно будет на этих локациях организовывать и школьные базары, да и те же культурные мероприятия на большие праздники проводить тут же. Не обязательно всем ехать на Софийскую или Михайловскую площади и проводить там свой досуг. Когда на новогодние праздники на подобной локации будет встречать всех яркая елка, будет оформлена красивая ярмарка, будет также эффектно, многолюдно и интересно, необходимость лишней логистики отпадет сама собой. Когда таких локаций по периметру Киева будет 10–12 — на основных магистралях, рядом с метрополитеном, со станциями электричек, с жилыми массивами и образованиями, мы сами увидим, насколько это даст хороший эффект. Таким образом мы разгрузим центр города и обеспечим хорошее сообщение между Киевом и областью.

– Исторически сложилось так, что промзоны Киева врезаются в самый центр города, это особенно чувствуется на Подоле. Что с ними делать, как обустроить город без промзон и окраин с гаражами и руинами старых построек, заменив их камфорным публичным пространством, урбанистической инфраструктурой и парками? Что предусматривает новый генплан в этом направлении?

– Для большинства заводов, благодаря современным технологиям, уже не нужны столь большие территории, и, естественно, освободившиеся фактически заброшенные площади можно использовать с пользой для города. То есть можно говорить о появлении новых жилых образований, зон рекреации. Если есть предприятие, которое работает, которое развивается и это развитие не противоречит Генплану, не вредит жилым образованиям, в охранных зонах не располагаются детские садики и школы, такие территории нужно оставлять, потому что это экономика, рабочие места. Убрать всегда легче, чем создать. А вот современная оптимизация производства позволяет порой сократить задействованные территории в 50–100 раз. И они должны осваиваться комплексно, с учетом проблем всего района, окружающего данную территорию. Ведь есть проблемы по школам, садикам, транспортной инфраструктуре, красным линиям, по недостатку объектов духовного и культурного развития. Именно поэтому необходимо насыщать жилые образования театрами, музеями, выставочными павильонами, открытыми арт-пространствами. И данную стратегию мы стараемся отобразить в Генплане, который до конца этого года примет форму единственно правильного вектора, соответствующего стратегии и развитию Киева.

Я считаю, что дешевое жилье в Киеве быть должно, но в крайне малом пропорциональном соотношении. Тем более если мы хотим видеть развитую культурную столицу.

– Можно понять и обосновать Ваш тезис об экономике и сохранении рабочих мест, которыми обеспечивают промзоны. Но неужели то же самое Вы скажете о промзонах в центре города?

– Когда у нас вблизи исторического центра, в пешеходной доступности находится заброшенная промышленная территория, конечно, это неправильно. Предприятия, функционирующие на сегодняшний день, еще нужно оптимизировать, предложить площадки. Сегодня городом рассматривается возможность создания большого технологического парка в северной части столицы, в районе Троещины. Считаю очень правильным создание современного района, который как технопарк и будет в себя включать разные направления в промышленности. Не исключаю появления каких-либо терминалов, логистических центров. Это все может быть, если правильно спланировать. И это можно сделать за деньги инвесторов, интересующихся территориями в центре города, которые они получат в качестве компенсации при переносе предприятий в технопарк. Для того чтобы двигаться дальше в этом направлении, мы уже сегодня должны подготовить программу и открыть ворота таким инвесторам. В то же время то, что должно быть на месте этих территорий, мы обязаны решать вместе с городом, общественностью и профессионалами. Уже на сегодняшний день недостаточно проектом просто не навредить городу, потому что нам нужно развиваться. Мы же должны улучшать, давать новую жизнь территориям в центральной части города.

Киев имеет огромное преимущество перед многими большими городами мира, а именно – Большую Реку – Днепр, с которой сама судьба предлагает нам объединяться. Пока же река существует как бы сама по себе, а город – отдельно. В свое время было громко заявлено о стратегической инициативе Дніпровська перлина, как этот проект продвигается дальше?

– Есть проекты, реализации которых необходим длительный промежуток времени. Они требуют большого переосмысления, несут в себе готовность нашего общества идти по европейскому пути, по опыту тех стран, которые пережили вандализм в отношении своих зон рекреаций, в частности водных зон, памятников истории, культуры. Как говорится, каждому проекту надо свое время. Сейчас этот проект, так необходимый городу, снова оживает и переходит в активную фазу. У нас с того момента, как он стартовал, параллельно было запущено несколько проектов – по Трухановому острову и по Гидропарку, и общая концепция по островам. Именно данный проект должен стать логическим заключением комплексной работы по сохранению нашего Днепра и прибрежных зон, которые объединяли бы людей и урбанистическое пространство с рекой.

– Есть ли реальные планы по редевелопменту и реновации зон застроек т.н. хрущевками и панельками, которые сегодня оказались в центре города? Да и не только в центре, но и по всему городу? Есть ли планы реконструкции хрущевок – этих застаревших, но вполне крепких кирпичных домов?

– Это действительно большая программа, комплексная. Если она не заработает в обозримом будущем, у города могут быть проблемы. Мы можем получить ситуацию, когда эти дома придут в негодность и полностью себя исчерпают не просто как комфортное жилье, а как безопасное жилье. Есть у нас пример застройки на улице Милютенко, который вроде и не является «хрущовкой», но в то же время — классический пример того, до какого состояния могут быть доведены другие дома. Уже через 5–10 лет мы можем с вами получить ситуацию, когда дома, как на Милютенко, станут массовым явлением в Киеве. И вот тогда перед нами будет поставлена задача решать вопрос в кратчайшие сроки, решать проблему не просто расселения людей, а вопросы безопасной жизнедеятельности. У нас в городе на сегодняшний день нет свободного жилья, нет резервного фонда. Поэтому нам нужно уже сейчас четко для себя определить цели, приоритеты и программы, как действовать далее, чтобы не доводить ситуацию до критической. Мы двигаемся таким путем, как в случае с «Соцгородом» в Дарнице. В нем уже заложена конкретная программа, и она предусматривает реновацию устаревшого фонда. Уже просчитаны все возможные площади на тех территориях, где можно создавать такие новые «пилотные» дома. Переселять в них людей, полностью проводить капитальный ремонт, реконструкцию, надстраивать, модернизировать, пристраивать лифты в их домах и затем возвращать жильцов в их обновленный дом. Затем следующий старый дом переселяется на время в осводившийся и т.д. Шаг за шагом выполнять такие работы, месяц за месяцем, для того, чтоб в один прекрасный момент заработала как часы вся система по реновации территории.

Каково ваше отношение к строительству дешевого жилья, которые создают собой все новые спальные массивы? Не повторят ли они унылую судьбу Борщаговки, Соломянки, Дарницы и т.д.? Как недопустить в Киеве гетто для бедных и богатых? Чтобы публичное пространство не разъединяло, а объединяло киевлян.

– Есть разные примеры городов, но почему-то нам нравится ездить, гулять и отдыхать там, где жилье дорогое. Да, мы, туристы, не видим спальных районов. Мы едем в страну посмотреть не спальный район. Нам хочется увидеть культурные центры, красивые жилые кварталы, современную архитектуру, чтоб глаз отдохнул и было приятно фотографировать. Киев должен идти по этому же принципу. Сегодня что происходит? Бизнес взял верх над планированием города именно по жилому строительству. Вы не можете купить квартиру за 100 тысяч? Нате вам за 80. Не можете за 80? Мы вам сейчас сделаем за 50. Не можете 50? Хорошо. Мы сейчас изменим все нормы, удешевим фасады, удешевим всю отделку, оптимизируем ваше пространство внутреннего двора таким образом, что у вас влезет 8 домов, а не три. Мы все для вас это сделаем, и это будет стоить 10. Покупаете? Покупаем. Прекрасно! И вот покупатели въезжают в эти дома, и начинается: школ нет, садиков нет, гулять негде, выйти из дома с коляской невозможно, потому что везде припаркованы машины, так как в дешевом жилье и паркингов тоже нет. Получается, что мы таким путем не формируем комфортную среду в столице. Мы просто работаем на бизнес застройщиков. Поэтому я считаю, что такой путь неправильный. Должно быть социальное жилье, не могут все дома быть, как на обложке журналов. Не могут все дома отличаться своими инновациями по фасадам. Но они должны быть комфортными. Они не будут с холлом из мрамора, но это будут точно не небоскребы, и там будут площадки, стадионы, будет комфортная среда. Должно быть комфортно, удобно. В Австрии социальное жилье выглядит потрясающе, интересно своими архитектурными решениями. Людям создают жилье, которое и интересное, и доступное, и функциональное. Конечно, в таком случае человек с радостью возвращается в свой микрорайон. Кто у нас с радостью возвращается в свой район, например, на Троещину? Мелкими перебежками поздно вечером добегает к себе домой. Вот над этим нужно думать. Я считаю, что дешевое жилье в Киеве быть должно, но в крайне малом пропорциональном соотношении. Тем более если мы хотим развитую культурную столицу. Только так у нас начнет расти уровень жизни, изменится ментальность, заработают совершенно другие программы по обеспечению социального жилья, заработают наши города-спутники. Мы — столица государства. Мы не можем позволить себе захламиться дешевыми ангарами, ячейками для жилья. Это уровень точно не столицы государства. Люди должны понимать, что мы – Киев – являемся не просто территориально-административным органом, а культурной и духовной столицей. Вот это главное. Хочется сохранить культуру и духовность. Да, может быть отдельный квартал, где живут студенты, люди с небольшим достатком, но и там тоже должно быть красиво, уютно и в то же время доступно по деньгам.

– У нас в Киеве высотками пытаются застроить даже исторический центр. Речь о грандиозном проекте строительства на месте Сенного рынка в треугольнике улиц Бульварно- Кудрявской, Гончара и Чеховского проулка, ко-торый планируют застроить торгово-офисными и жилыми домами от 6-и до 23-х этажей. И это в верхнем городе, где и так высокий природный ландшафт. Район застроен историческими сецессионными домами конца 19 – начала 20 вв. Неужели сердце не болит у коренного киевлянина?

– Застройщик утверждает, что проект имеет все разрешительные документы и согласование с Минкультуры. И все же невозможно сегодня, даже если у тебя все соответствует законодательству, заходить в сложившуюся городскую среду, не убедившись в том, что это будет воспринято правильно. Застройщик должен показать городу намерения, войти в диалог, объяснить людям, как это будет, почему именно так оно будет, какие преференции будут у района вокруг застройки. И вообще это тактично или нет, возможно или невозможно. Поэтому не случайно мэр Киева Виталий Кличко подписал меморандум с застройщиками и с полицией, в котором идет речь о том, чтобы максимально разрешить конфликт между застройщиком и общественностью — обязательно нужно показывать свои намерения по застройке за полтора месяца. Нужно прислушиваться. Если ты входишь в конфликт, ты должен понять, что у тебя нет будущего. Мы просто получим еще один замороженный объект в центре города. А это никому не нужно — ни городу, ни застройщику, ни жителям, которые живут в соседних дворах. Просто нужно вести открытый диалог. Нельзя на сегодняшний день просто «продавливать» ситуацию. У нас есть хорошие примеры и на улице Гончара, и в Десятинном проулке, когда застройщик приходит к тому, что нужно уменьшать объемы, сносить этажи и двигаться дальше.

Что делать с уродливыми застекленными будками-балконами, которые заполонили весь наш город? Как решить этот вопрос? Может юридически, запретив такое хаотичное застекление? Или попытаться объяснить людям, что это противоречит элементарным архитектурным нормам?

– Тут благоустройство должно работать. Наши балконы – это лицо нашего города, будем откровенны. Именно лицо нашего города это и есть наши фасады. Что такое наши фасады? Это балконы, кондиционеры, кто на что гаразд, жуткие завешенные тряпками объекты, которые годами ждут своей реконструкции или реставрации. Вопрос балконов – это одна сотая составляющей лица города. И да, с ними нужно бороться. Я считаю, что эта тема должна восприниматься киевлянами позитивно, поскольку общество уже созрело, чтобы жить красиво, и для этого можно немного пожертвовать своими балконами. Люди должны увидеть настоящее лицо города. Конечно, не все дома у нас имеют архитектурную и историческую ценность, но когда у нас будет чистый фасад, аккуратные балконы, на которых стоят два стульчика, столик, цветы в вазонах, это будет и восприниматься позитивно. Вот тогда мы увидим прекрасный дом с красивыми людьми, которые сидят на балконе, пьют чай. И восприятия родного города даже для нас станет другим, а туристы будут восхищаться и рекомендовать своим знакомым приехать сюда и сами будут не раз возвращаться. Мы все должны не на словах, а на деле показать, что любим и ценим наш Киев!

– От имени читателей и редакции ICJ благодарим Вас за это эксклюзивное интервью.

Беседу вел Юрий Микитенко

Редакция ICJ выражает благодарность г-ну Алексею КУРПАСУ за помощь в организации этого интервью.