Ви є тут

НАШ КИЕВ: ГОРОД НА ПАУЗЕ

Юрий Штепа, к.э.н.

ВСЯКОМУ ГОРОДУ НРАВ І ПРАВА, ВСЯКА ІМІЄТ СВОЙ УМ ГОЛОВА…    

Г. СКОВОРОДА

После Оранжевой революции и Революции достоинства нам казалось, что мы победили в себе рабов, доказали себе и всему миру свою принадлежность к европейской цивилизации. Нам думалось: ну вот оно – гражданское общество. Еще немного – и мы станем частью объединенной Европы. То были первые попытки круто изменить нашу жизнь.

За двадцать лет мы привыкли к тому, что наш Киев выполняет новую для себя функцию – столицы независимого европейского государства. И сейчас, когда разработан и обсуждается очередной новый «Генеральный план развития Киева», самое время призадуматься: чем Киев стал за эти годы, чем мог стать и чем он не стал. Две революции, перманентные выборы и военные испытания дают весомые поводы для того, чтобы еще раз задуматься о том, как мы относимся к нашему Киеву, его культурным ценностям и традициям, как оцениваем городскую власть и свою роль в его настоящем и будущем. Все, что происходит в стране, неизбежно влияет на жизнь Киева и киевлян. Мы первыми выходим на акции гражданского протеста, спонсируем революции и праздники, благословляем во власть новых вождей и свергаем проворовавшихся царьков. Все великое и трагическое навсегда впечатывается в мостовые наших улиц и нашу память. Но есть и оборотная сторона исторического процесса – бытовая: после отгремевшего салюта, когда толпы потихоньку расходятся, как-то двусмысленно выглядят флаги в горе мусора. Величие повода резко диссонирует с низменностью форм проявления радости. Причем, среди празднующих процент киевлян, сравнительно, невелик. Основную массу людей составляют гости из регионов и ближнего зарубежья. Устраивая свои банкеты, они не задумываются о том, кто, когда и за чей счет будет убирать все то, что они оставляют после себя. Подобные бесчинства повторяются регулярно и уже являются визитной карточкой и наших праздников, и наших будней. Последние выборы-перевыборы в Раду – еще одно тому подтверждение.

Так почему же мы, киевляне, все это терпим? Когда мы стали бесправными квартирантами в своем собственном доме? Что же случилось с киевлянами за эту четверть века? Есть ли предел культурной деградации и можно ли все исправить? Три вечные вопроса встают перед нами. Что происходит? Кто виноват? Что делать?

Сегодня Киев имеет опыт нескольких революций и множества избирательных кампаний, в том числе последних внеочередных выборов президента, мэра и Верховной Рады. Мы были свидетелями небывалого гражданского подъема, когда горожане, выйдя из привычно созерцательного, пассивного состояния, стали субъектами революционных процессов и жертвами крупнейшего социального разочарования, конвертированного в привычное презрение рядовых граждан к власть предержащим.

А БЫЛА ЛИ РЕВОЛЮЦИЯ?

Люди вышли на улицу, вдруг осознав, что торжествует несправедливость и что ее можно, а значит, нужно побороть. Они видели незаконную, нечестную приватизацию, формирование огромных капиталов. Совершенно очевидно: заработать столь быстро невозможно, значит, это украдено, получено незаконно. Притом новоявленные миллионеры даже не заботились о легитимизации своих богатств. Тогда терпению пришел конец, и люди восстали, требуя справедливости. Первыми были киевляне.

Ведь что такое современная демократическая, бескровная революция? На мой взгляд, это процесс стремительного восстановления справедливости большинством общества, для чего на время отменяется действие ряда законов, противоречащих либо мешающих обществу реализовать свои представления о добре и зле в национальном масштабе. И только после этого вносятся необходимые изменения в закон, легитимизирующие завоевания революции, и жизнь общества возвращается в правовую среду.

Революция – это состояние, когда отменяется закон, если он себя дискредитировал и установленным способом нельзя разрешить общественные противоречия. Оранжевая революция могла увенчаться успехом только в случае отмены определенных статей конституции и вступления в действие трибунала с общественным обвинением. И только после восстановления справедливости новые нормы должны были быть закреплены в законодательстве: в поправках к конституции, кодексах – гражданском, уголовном и т. д. Тогда можно было бы признать революцию состоявшейся, давшей мощный импульс и переход на новый уровень развития общества. Но этого не случилось. Стремление людей к справедливости осталось неудовлетворенным. Итак, революция не состоялась.

Восстановить справедливость в обществе не удалось. Вместо этого нам предложили некое политическое соглашение. Пообещали, что теперь бандиты будут сидеть в тюрьмах, поблагодарили и отправили по домам. А новые, честные, справедливые вожди легитимизировали только себя, а общественную справедливость предпочли устанавливать в прежних правовых рамках. Таким образом, когда отдельные представители новой власти попытались правовым путем восстановить попранную справедливость, они столкнулись с невозможностью достичь этого на практике. Им мешала то прокуратура, то суды, которые доказали: если действовать по закону, то все останется как было. Так и произошло, ведь народ – основной революционный движитель – с площади ушел. Люди перешли из активного участия к фазе ожидания, в своеобразный «зрительный зал». И оказалось, что все украденное было украдено по закону! То есть воры-то есть, но они в прямом смысле в законе. Значит, никого нельзя наказать.

Киевляне хорошо помнят, что Оранжевая революция осчастливила нас мэром Черновецким с лозунгом «Имею право!», будто предлагавшим вернуть людям их права; региональный реванш назначил киевским наместником «крепкого хозяйственника» Попова; временный прорыв Революции достоинства наградил временным же мэром Бондаренко. Наконец демократические выборы 2014 года возвели на киевский престол князя Кличко. И каждый раз киевляне голосовали за новую надежду. А теперь имеют то, что имеют… Сейчас нам анонсировали два новых общественных аттракциона – люстрацию и борьбу с коррупцией, которые рискуют превратиться в потешную кампанию под лозунгом «Пчелы против меда».

На происходящее я смотрю как человек, причисляющий себя к городской общине Киева – сословию киевлян. Так сложилось, что все происходящее в столице очень быстро проецируется на всю страну. Поэтому есть смысл задуматься, почему в Киеве стал возможным приход и закрепление во власти руководителей без роду, без совести, без чести? Почему стал возможен тот беспредел, который творят их команды? Почему это было невозможно раньше, но стало очень вероятно и даже неизбежно теперь?

Я рассматриваю сейчас Л. Черновецкого не как чиновника, мэра, личность, но как явление. Это верхнее тело ядовитого гриба, выросшего из скрытой от глаз грибницы коррупции и полной профессиональной некомпетентности.

К нынешнему позору Киев готовили. Двадцать лет назад такой человек не мог и помыслить о том, чтобы прийти к власти в самом культурном и образованном городе страны. Для этого была проведена длительная и целенаправленная работа по оболваниванию киевлян, снижению моральных и этических норм жизни, раздроблению и размыванию киевского социума. Учитывая, что киевляне всегда были наиболее образованным, информированным, да и зажиточным социумом Украины, можно представить себе размах проработки!

То, что произошло в столице и происходит в Украине в целом, – следствие глубокой культурной деградации общества, порожденной экономическим кризисом и идеологическим вакуумом. Жители столицы, ее самая активная и интеллектуальная часть, стали первыми жертвами социально-экономического кризиса. Это люди, всю жизнь работавшие на государство: преподаватели вузов, врачи, сотрудники научно-исследовательских институтов, квалифицированные рабочие. Они утратили социальные ориентиры и жизненную перспективу. В результате одни выехали, другие переквалифицировались. Потеря профессиональной квалификации, некомпетентность, вопиющее невежество власти уже не шокировали наше общество.

ТОГДА КИЕВ ПОДВЕРГСЯ КУЛЬТУРНОЙ АТАКЕ СРАЗУ НА ДВУХ УРОВНЯХ

Снизу Киев атаковали массы мигрантов из регионов и пригородов, привлеченные спросом на рабочие руки в строительном секторе и розничной торговле. Самое печальное, что заказчиками, импортерами бескультурья выступили люди с огромными деньгами – первые так называемые нувориши, часто именующие себя инвесторами. Наиболее прибыльные строительный и торговый бизнесы, обеспечивающие львиную долю ВВП города Киева, потребовали дешевой, а значит, и неквалифицированной рабочей силы. Такой рабочей силы в городе не было. Ее могли дать только регионы. Таким образом, сюда хлынули малообразованные группы людей. В результате мы получили рост преступности, наркомании, деградацию киевской молодежи, горы мусора.

Это настоящая война миров. Одни «марсиане» атакуют нас из-под земли, а другие сверху! И если массы населения, мигрирующие из провинции в Киев в поисках работы, вызывают понимание и сострадание киевлян, то масса людей с капиталами, которая довлеет сверху, вызывает страх и отвращение. Никто из них не заработал свои стартовые миллионы благодаря гениальному открытию или самоотверженному труду. Нет среди них ни нобелевских лауреатов, ни украинских Биллов Гейтсов. Однако есть те, кто воспользовался легальными пробелами в законодательстве или унаследовал воровские капиталы. Зачастую это люди с низким образовательным и культурным уровнем, не обремененные этическими и моральными принципами, с очень приблизительными представлениями об общественном долге и патриотизме. Они хорошо умеют только умножать и защищать свои капиталы, а уважают лишь тех, чьи капиталы больше. Но хуже всего то, что свои убогие фантазии и извращенные представления о красоте они порою реализуют в камне, возводя архитектурных монстров, уродуя исторический облик нашего города. Причем у них есть для этого и политическая власть, и финансовые возможности.

Именно они и стимулируют приток в Киев дешевой рабочей силы, приманивая провинциалов работой на стройках и в супермаркетах, не заботясь ни об их социальном обеспечении, ни о возрастающей нагрузке на город. Они хорошо умеют экономить деньги, сваливая на киевлян бремя дополнительных расходов. Так культура киевлян оказалась в тисках: люмпен снизу и «торжествующий жлоб» сверху.

Результаты их «инвестиционной деятельности» мы видим в перепрофилированных под банки детских садах и яслях, в открытых на месте гастрономов, хлебных и книжных магазинов игорных залах, в автостоянках на месте бассейна «Динамо». Нет больше любимого с детства зоомагазина на ул. Б. Хмельницкого (его переместили в темный двор-колодец), нет милых доступных кофеен на Прорезной и Пушкинской, кондитерских и ресторана «Столичный» на Крещатике, кафе-мороженое в Пассаже и многого другого. Даже Центрального гастронома на Крещатике и старого Сенного рынка больше нет. За последние 23 года в Киеве не построено ничего, чем можно было бы гордиться, поставить вровень с архитектурными творениями прошлого. Впору объявлять конкурс на самую уродливую высотку в центре Киева с присуждением именных премий «За обезображивание историко-архитектурного облика столицы» и «За невосполнимый ущерб историческому центру Киева», с лишением дипломов архитекторов их породивших.

Возмущает обезображенный центр города, где в домах, являющихся архитектурной ценностью, жильцы массово остекляют балконы, превращая их в отвратительные будки, которые вносят диссонанс в облик домов. Неужели им не хватает пространства внутри квартиры и так необходимо уродовать фасад?

Апофеозом извращения архитектуры Киева является Майдан Незалежности, «украшенный» «теплицами» вместо фонтанов и клумб. Ответственность за уничтожение Киева по праву должны разделить и бывшие мэры города – Омельченко, Черновецкий и Попов, и «выдающиеся» главные архитекторы – Бабушкин с Целовальником, всегда готовые по понятным всем причинам благословить любое архитектурное уродство, культурный вандализм и безвкусицу.

Особое возмущение вызывает совершенно парадоксальная ситуация: на тротуарах центральных улиц Киева стоят машины, а под землей располагаются магазины. Для сравнения: в крупных европейских городах под землей размещены стоянки, а на поверхности – свободные для передвижения людей тротуары и разнообразные магазины.

СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ АКТИВНАЯ ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ И СМЕНА ПОЗИЦИЙ

Даже самые прогрессивные силы, вызывающие у нас наибольшую симпатию, говорят: надо прекратить раздавать киевскую землю – нужно продавать ее на аукционе. Так несправедливость подменяется глупостью. Дело в том, что если община Киева лишится своей материальной базы (земли и коммунальных предприятий), то для функционирования города останется только один источник – налоги. В результате все расходы на функционирование столицы лягут на плечи киевлян. Поэтому сейчас необходимо решать вопрос сохранения экономического базиса развития города Киева – земли и коммунальных предприятий. Следовательно, нужно принимать жесткий закон для города Киева, запрещающий продажу коммунальной земли.

Если сейчас киевляне потеряют землю, коммунальную собственность, то Киев как организм, способный к восстановлению и дальнейшему развитию, перестанет существовать. Потому что мы окажемся бесправными арендаторами на некогда своей земле.

Сейчас все идет к этому. В этом я вижу основную причину кризиса в городе Киеве.

Итак, для того чтобы прийти к этому, нужно было совершить две вещи. Первое – ослабить киевскую общину. Это сделал экономический кризис, в результате которого молодые уехали, а старики стали еще более старыми и зависимыми. Второе – нужно было качественно изменить состав киевлян. Следствие тому – избрание Черновецкого мэром Киева жителями окраин города, что стало культурным шоком для большинства коренных киевлян.

Результатом кризиса Киева и следствием культурной деградации киевской общины стало бесправие киевлян в принятии решений критически важных для города, уничтожение зеленых насаждений, так называемая точечная застройка, насилие над городом частного автотранспорта, неправильное планирование, ничем не регулируемая миграция, снижение качества жизни, отсутствие концепции и стратегии развития. У нас нет никакого генерального плана развития города. Точнее, на бумаге он есть, но служит чиновникам лишь для поиска свободных территорий, которые еще можно продать. Никто не знает, к чему мы идем и что получим. Примеры носят гротескный характер: на Крещатике вместо старых каштанов были посажены новые, на поверку оказавшиеся... липами.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ГОВОРИТЬ ИМЕННО О ГОРОДЕ КИЕВЕ?

Многие скажут, что это проблема всей Украины, решать которую должны правящие партии и правительство. Однако партии на поверку ничего не решают, хотя многое декларируют. Программы политических партий – средство прихода к власти. Нам же нужны не декларации, а реальные действия. Они – суть жизни общественных организаций, состоящих из простых граждан, заботящихся о своем городе.

Иными словами, я предлагаю идти не от политиков и их программ, а от понимания, что такое город как таковой и в чем его суть.

Если сейчас национальной идеей можно признать построение гражданского общества, то стоит вспомнить, что изначально оно проводилось в древнегреческих городах-полисах. Именно там закладывались взгляды, определяющие современную цивилизацию. Это понятия гражданина и демократии. Они всегда были неразрывны.

Но еще древние греки разделяли два понятия: житель города и гражданин города. Гражданин – человек, имеющий права и обязанности перед городом. Так кто же имеет право называться гражданином? В первую очередь тот, кто в состоянии выполнять обязательства перед городом. Поэтому раб не мог быть гражданином, торговец или наемник – тоже. Гражданина города определяют возрастной, имущественный ценз, а также критерий оседлости (и знания правил города).

Существовали также такие понятия, как гражданин по факту рождения и гражданин по заслугам перед городом. Но по наследству передавалось только первое. Ведь общество и тогда знало, что природа на детях часто отдыхает. Заслуги родителей перед городом не гарантируют того, что их дети будут столь же достойны. Мы же подобное можем наблюдать на примере наших первых вождей.

Киев – это город, общность людей, живущих в нем в течение нескольких поколений, созидавших и защищавших его. Эти люди сегодня могут, а значит, должны стать образцом для всего государства Украина, для формирования такого общества.

Киев – это более древнее понятие, чем Украина. Украине как государству менее четверти века, а Киеву как государству и городу – больше 1500 лет! Цивилизации рушились, когда менялось население! Византия всегда откупалась от варваров, объясняя это тем, что золото, потраченное на откуп, собрать можно, а в случае потери людей, носителей культуры, – наступит конец. Для Киева не менее важно не допустить смены качества нашей городской общины!

Город может сохранить свою идентичность, культурное наследие и развиться, создать внутри себя гражданское общество. Если здесь это получится – получится и во всей Украине. Созданную в Киеве форму гражданского общества позаимствуют другие города и общины Украины.

ПЕРЕД КИЕВОМ СЕЙЧАС ОСТРО СТОИТ ЗАДАЧА ВЫЖИВАНИЯ

Сегодня все политические партии говорят о том, что нужно предоставить больше прав общинам. Однако обыкновенные люди боятся этого. (Я говорю это, основываясь на собственных беседах с жителями десятков населенных пунктов Украины.) Людей довели до такого состояния, что они поставили знак равенства между правом общины и правом человека, стоящего во главе общины. Они говорят: «Наш голова сегодня нас грабит, так, слава богу, у него нет права распоряжаться вот тем, тем и тем… А если вы нашей общине сейчас дадите право еще и этим распоряжаться, мы вообще останемся голыми и босыми».

Простые сельские люди, которым около 70 лет, почувствовали подвох в предложении дать больше прав общинам при отсутствии гражданского осознания себя общностью с едиными интересами. Сейчас люди не стремятся получить землю, чтобы на ней работать, создавать бизнес, передавать в наследство своим потомкам. Они хотят сегодня получить землю, чтобы завтра ее продать, решить свои финансовые вопросы, основной из которых – переехать в столицу, без веских на то причин.

Атака на город Киев из пригорода и депрессивных регионов продолжается. Потому актуален вопрос об обороне столицы. С точки зрения сохранения его исторической идентичности, культурного наследия сегодня угроза Киеву не меньшая, чем была в 1941 году. По сути, столица может стать обыкновенным местом проживания серых, безликих людей, лишенных понимания значения Киева для киевлян и для страны в целом. Поэтому первое, что я бы предложил, – следовать примеру городов, уже решающих эту проблему.

Такое испытание пережило большинство городов в XX веке. Мы знаем, как бывшую столицу Российской империи Санкт-Петербург в 70-е годы прошлого века партия Ленина решила превратить в промышленный город. Тогда в нем стали строить огромное количество ПТУ, и народ из маленьких городов просто хлынул туда. Тогда можно было сказать, что из города Петра он превратился в город Ленина. Именно тогда он стал Ленинградом. Сейчас это же испытала Москва. Город понял, что еле справляется с сохранением аутентичности Москвы как столицы России. И недаром был принят закон о городе Москве и праве на получение жительства и работы в Москве, отличный от всех других, принятых в России. Все понимают, что Москва – это уникальное явление для России, и ее надо защищать. Аналогичная проблема стоит и перед нашей столицей.

Если сейчас киевляне потеряют землю, коммунальную собственность, то Киев как организм, способный к восстановлению и дальнейшему развитию, перестанет существовать. Потому что мы окажемся бесправными арендаторами на некогда своей земле. Сейчас все идет к этому. В этомя вижу основную причину кризиса в городе Киеве.

Мы должны понять: городу нужен новый статус. 51% происходящего в стране, решается и совершается в Киеве. Столица не может регулироваться общегосударственными кодексами, нормативными актами, правилами проживания в городе, разрешения на трудоустройство и т. д. Ей нужны свои правила.

 

Люди, для которых Киев выступает только финансовым источником, открывают здесь свои бизнесы, наносящие непоправимый моральный вред гражданам этого города. Преследуя цель заработать самые легкие деньги, они проводят подмену культурных и моральных ценностей.

А где самые быстрые деньги для одних, там и самые большие проблемы для киевлян. Сегодня это: строительство и недвижимость, рынки, торговля алкоголем и табаком, транспорт и парковки.

Видимый глазом ущерб Киеву – это внутриквартальные застройки, высотки в центре города. А также разрушение старых памятников. Но это не самая страшная часть культурной оккупации столицы. Они, приезжие, несут с собой совершенно чуждую нашему Киеву мораль, точнее отсутствие морали как таковой.

Об алкоголе вообще отдельный разговор. Ведь «торжествующему жлобу» мало просто зарабатывать на пороке. Он захватывает информационное пространство нашего города. Отсюда и социально безответственная аморальная реклама, навязывание чуждых киевлянам ценностей. «Отдохни, оттянись, расслабься!» вместо «Напрягись, научись, сделай карьеру!».

Общественный транспорт находится на правах бедного родственника-приживалы. Привычной стала картина, когда запаркованный на трамвайных путях автомобиль на долгие часы блокирует движение, а автовладелец не несет никакой ответственности за свое хамство. Необходимо срочно возродить общественный транспорт на новом техническом уровне, с акцентом на электротранспорт и развитие возможностей для велосипедистов. Автолюбители должны всерьез воспринять принцип: «Автомобиль не право, а привилегия», как это сформулировал один из бывших мэров Торонто, и именно автовладелец должен позаботиться и о парковке, и о страховке, и о безопасности своего стального коня, не перекладывая свои заботы на плечи всех горожан. Инициатива организации автопарковок должна исходить от автовладельцев, а городская власть должна выделить для этих целей площадки и обеспечить стопроцентное поступление в городской бюджет средств от их использования. Для этого необходимо немедленно создать мобильную службу парковки с правом взимания штрафов за нарушения установленных правил. Показателен тот же Торонто, где городской бюджет ежегодно получает до 200 млн долларов только от штрафов за неправильную парковку и еще столько же в качестве оплаты за уличную парковку.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОСТАНОВИТЬ ТВОРЯЩИЙСЯ В СТОЛИЦЕ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ БЕСПРЕДЕЛ, КИЕВЛЯНАМ НЕОБХОДИМО ОБЪЕДИНИТЬСЯ И, ОТСТАИВАЯ СВОИ ПРАВА, ПРЕДПРИНЯТЬ НЕСКОЛЬКО КАРДИНАЛЬНЫХ ШАГОВ.

1. Взять под контроль миграционный поток. Таким образом мы остановим давление пресса, о котором уже говорилось, снизу.

2. Немедленно прекратить продажу земли, какие бы цели ни декларировали покупатели и продавцы. Никакой продажи городской земли, городской собственности! Да, можно, сдавать в аренду землю, передавать в управление отдельные муниципальные объекты, выдавать лицензии частному бизнесу на те или иные виды деятельности, потому что эти решения можно пересмотреть. Тогда как вопрос собственности пересмотреть нельзя.

3. Запретить всякое строительство в исторической части Киева. Объявить абсолютный мораторий любого нового строительства в центре города минимум на 10 лет. Кроме реставрационных работ, здесь ничего другого быть не может. Без исключений! Если мы добьемся отмены продажи земли и запрета любого строительства в исторической части Киева, то обезоружим «жлоба» с деньгами. В результате ослабится пресс на киевскую общину сверху.

4. Привести законодательную базу Киева в соответствие с его ролью, задачами и функциями как столицы и древнего города. Необходимо принять новый закон о городе Киеве. Надо ввести институт правительства города Киева с двухпалатной системой, где одна палата должна состоять из представителей горожан (территориальных общин – жителей районов города), а вторая – из представителей общественных и политических организаций.

5. Мы должны предпринять срочные меры по реабилитации городской среды.

Да, нельзя решить все проблемы в течение месяца или года. Но начинать делать это нужно прямо сейчас, определившись с приоритетами и вовлекая в процесс городскую общественность.

Необходимо взять под контроль торговлю алкоголем, табаком и запретить их наружную рекламу. Это – меры по оздоровлению, реабилитации и санации города Киева. Данная программа должна осуществляться поэтапно и долгие годы. Ее невозможно будет выполнить, если мы не предпримем предыдущие шаги.

Если мы не остановим продажу земли и коммунальной собственности, то киевская община навсегда лишится материально-экономической базы своего существования и развития. Это неминуемо приведет к росту налогов на горожан и бизнес, так как иных источников финансирования городских расходов просто не останется. Мы навсегда утратим наш Киев.

Чтобы вернуть себе своей город, киевляне должны:

• во-первых, заявить о своих особых правах на территорию города, муниципальную собственность и управление городом;

• во-вторых, установить правила и процедуры для всех желающих поселиться в нашем городе, вести здесь бизнес, а тем более принимать участие в управлении городским хозяйством;

• в-третьих, законодательно распространить право собственности владельцев квартир на весь жилой дом и придомовую территорию.

В реализации всех этих мер киевлянам важно избежать партийного крючка. Ни в коем случае нельзя доверять ни одной политической партии, что бы она нам ни обещала, каких бы ярких лидеров не предлагала в качестве «спасителей города от коррупции и некомпетентности» в обмен на наше доверие и поддержку!

В Германии, Италии, Франции вы не сможете купить землю без разрешения городской общины. Потому что общине нужно не только получить от вас деньги, ей важно знать, что вы за человек, что за деньги у вас, чистые ли они? А что вы собираетесь делать? Какая у вас репутация? Не испоганите ли вы облик города, уважаете ли уклад и традиции, которыми живет эта община? Если вы будете представлять потенциальную угрозу для уклада жизни города, соблюдения культурных традиций, никакие деньги не помогут вам приобрести там землю или дом.

Почему же у нас это можно? Почему киевляне полностью отрезаны от принятия решений? Они должны стать своего рода фильтром на пути некомпетентности, бескультурья и безответственности временщиков всех политических окрасов.

СИСТЕМА ВЛАСТИ: ПРАВИТЕЛЬСТВО КИЕВА ВМЕСТО КГГА И ДВУХПАЛАТНЫЙ ГОРОДСКОЙ ПАРЛАМЕНТ ВМЕСТО КИЕВРАДЫ

Вообще для города неприемлемо формирование власти по принципу выбора политических партий. Ведь приоритет каждой партии – выполнение ее партийной политической программы. В предвыборный, а впрочем и в поствыборный период, мы то и дело наблюдаем бесконечный передел власти лидерами политических сил. Забыв свои партийные программы и предвыборные обещания, они думают только о том, как продвинуть поближе к власти свою партию или блок. Все это время киевляне находятся под их оккупацией. А ведь гражданское общество подразумевает центром интереса власти человека, его нужды, взгляды и потребности.

Поэтому я призываю к созданию в нашем Киеве такой системы управления, где были бы собраны исключительно киевляне, представители городской общины.

Городской парламент должен стать полноценным представительским законодательным органом киевской общины и формироваться на двухпалатной основе. Первая – палата общин киевлян – формируется территориальными киевскими общинами. Вторая палата представляет основные политические партии и общественные организации.

Парламент формирует правительство, состоящее из профильных комиссий, которое занимается исключительно вопросами жизнеобеспечения города в рамках компетенций. Правительство составляют квалифицированные управленцы, работающие на контрактной основе, где основными требованиями будут квалификация, знания и умения.

А за чистотой идей и моральных решений будет следить городской совет старейшин, состоящий из киевлян – членов городского парламента, проживших в Киеве не менее 15 лет и имеющих неразрывную связь именно с этим городом.

Только создав правовую и организационную основу городского самоуправления, можно разработать и реализовать эффективную стратегию Большого Киева, генеральный план развития города и столичного региона.

БОЛЬШОЙ КИЕВ – СТОЛИЧНЫЙ РЕГИОН

Процесс становления наиболее успешных городов Европы и мира однозначно свидетельствует о неизбежности и целесообразности трансформации отдельных городов в крупные конгломераты. Происходит это за счет расширения городской черты и присоединения прилегающих населенных пунктов, объединенных единым генеральным планом развития, транспортной системой, объединенными коммунальными службами и социальными институтами (образование, социальные службы, утилизация мусора, водоснабжение, вывоз снега, контроль рыночной торговли, муниципальная полиция, служба парковки, пожарная служба и пр.). При этом сохраняется некоторая автономия в территориальном самоуправлении населенных пунктов, вошедших в конгломерат, и право установления местных налоговых сборов и льгот (избираемые местными жителями муниципалитеты, формирование местных бюджетов, создание местных культурно-общественных и религиозных центров и пр.).

Только таким образом можно обеспечить устойчивое развитие, конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и финансовую независимость городов, имеющих общенациональное и международное значение на долгосрочную перспективу, обеспечить выполнение ими столичных функций, международных финансовых и культурных центров.

Именно таким образом сформировался современный Большой Париж, Большой Лондон, Большой Торонто и большинство других мировых центров, входящих в перечень наиболее комфортных, экономически и социально развитых городов мира.

Успешное устойчивое развитие Киева как мегаполиса и столицы крупного европейского государства, естественно, предполагает создание Большого Киева – самостоятельной территориально-административной единицы со специальным статусом, собственным парламентом и правительством. Также должно быть законодательно закреплено право издавать свои законы, которые могут касаться хозяйственной и инвестиционной деятельности, миграционной политики, налоговой политики, других полномочий, обеспечивающих функционирование и развитие региона. Такая практика успешно применяется во многих успешных городах мира.

Большой Киев не может быть ограничен городской чертой Киева, но должен включать в себя и примыкающие населенные пункты Киевской области, расположенные на расстоянии до 10–20 км. В настоящее время отношения между городом и областью не регулируются законом, вследствие чего возникает перманентный конфликт. Чтобы гармонизировать системы центрального и местного самоуправления, градостроительные планы территорий, экономические условия, налоговые ставки, правила для бизнеса и уровень жизни населения, предлагается рассматривать Киев и область как единый хозяйственно-градостроительный комплекс – столичный регион, аналоги которого существуют вокруг крупных столиц Европы и в США.

Административная реформа должна не только узаконить создание Большого Киева и столичного региона, но и создать новый независимый орган самоуправления, который будет принимать решения о комплексном развитии территории. Своеобразный Совет столичного региона, решения которого будет выполнять и Киевская городская администрация, и администрация столичного региона.

К сожалению, сотрудничества на высшем руководящем, а тем более на партнерском уровне между городом и областью на сегодняшний день нет. Последствия же отражаются на нас с вами. Киевляне, чьи дома либо дачи расположены за городской чертой, на себе ощущают бессистемность проектирования дорог, проложенных в городе и области по разным схемам и не замкнутым в единую транспортную систему.

Значительная доля населения Киевской области работает на столичных предприятиях, в результате область снабжает город рабочей силой, однако поступления идут в бюджет Киева. Большинство промышленных предприятий должно быть расположено в области. Вынесение их за пределы города также частично решит проблему так называемой «суточной миграции населения» и транспортные трудности.

Киев как столица мощного европейского государства должен иметь перспективу роста и развития на десятилетия, чтобы успешно выполнять национальные и международные функции, создавать современные бизнес-центры, спортивные комплексы, рекреационные зоны, логистические центры, транспортные терминалы и технопарки, соответствующие мировым требованиям. Однако на территории города их попросту негде строить – это еще один аргумент в пользу создания Большого Киева и столичного региона.