Ви є тут

ПРИГОРОДНАЯ ФЕРМА

Сегодня на пике популярности и всеобщего интереса находится все, что связано со здоровым питанием, органическими продуктами или экологическим образом жизни. Люди готовы платить больше за более качественные продукты, которые выращены без использования достижений химической промышленности. Иногда даже в разы больше.

Жителям городов не хватает контакта с природой: зачастую ни дети, ни взрослые практически ничего не знают о том, как ухаживать за животными, как вырастить салат или морковку, какие замечательные и полезные вещи можно сделать своими руками. Все эти знания и навыки можно получить вместе с порцией чистого воздуха и удовольствием на фермах, расположенных вблизи крупных городов.

Справедливо и другое: сегодня люди готовы платить больше за более качественные продукты, которые выращены без использования удобрений и химикатов, в экологически чистой местности, вдали от промышленных предприятий и оживленных дорог. Иногда даже в разы больше. Оба этих посыла прекрасно сочетаются в формате пригородной фермы, где горожане могут подышать свежим воздухом, посмотреть, как «растет еда», поучаствовать в процессе сбора урожая и при желании приобрести качественные продукты прямо с грядки. В качестве примера мы взяли пригородные фермы вокруг Торонто, поскольку природно-климатические условия и виды сельскохозяйственных культур очень близки к нашим, поэтому канадский опыт может оказаться весьма полезным. Все фермы расположены в 40 минутах – часе езды от города. Огромной популярностью у горожан пользуются ягодные фермы, предлагающие фрукты по сезону – черешню, клубнику, малину, смородину, голубику, а позже – яблоки, тыкву, кукурузу. На сбор ягод и фруктов в выходные дни обычно приезжают целыми семьями с друзьями и знакомыми, и для многих этот визит растягивается на весь день. В сезон порой бывает трудно даже найти местечко для парковки. Здесь канадские фермеры с успехом используют систему продаж по принципу Тома Сойера, который продавал право на покраску забора и к концу дня из ни- щего мальчика превратился в утопающего в роскоши богача со свежеокрашенным забором. То есть посетителям продают не только право на сбор урожая (берут небольшую плату за вход на территорию фермы), но и собранный ими урожай (на выходе). Цены на фермерскую продукцию, как правило, выше магазинных. Для тех, кому лень самому лазить по грядкам, местные магазинчики предлагают уже собранные ягоды и фрукты, а также варенье, джемы, мед, кленовый сироп, домашнее мороженое и выпечку. Все очень свежее, приготовленное из местных, выращенных на ферме продуктов, очень вкусное, приготовленное с любовью и по бабушкиным рецептам, но несколько дороже, чем в супермаркете. Да там такого и не найдешь. А кроме того, к услугам гостей кукурузные лабиринты, катание на фургонах, фестивали и представления, мини-зоопарк, где можно покормить ручных животных. Для взрослых работает ресторан, или как минимум отведена зона, где можно пожарить барбекю и устроить пикник. Одним словом, есть чем заняться всей семье на целый день!

Такая система организации пригородной фермы выгодна и ее владельцам, так как, помимо очевидного получения дохода от реализации продукции фермы, помогает сэкономить на найме временных работников и вовремя собрать урожай с минимальными затратами. Учитывая, что фермы имеют, как правило, по несколько гектаров садовых деревьев или ягодных грядок и кустов и убрать такое количество фруктов и ягод в короткие сроки, когда идет урожай, своими силами достаточно сложно, то выполнение этой работы самими покупателями является хорошим выходом.

Немного южнее Торонто, в районе Ниагарского водопада, расположено множество виноградников, черешневых и персиковых садов. Зачастую на фермах с виноградниками располагаются и винодельни.

Каждое такое хозяйство имеет большой дом, участок земли площадью как минимум в несколько гектаров и производственные помещения. Помимо того, что винодельческий бизнес сам по себе является высоко прибыльным, изготовление собственного вина (то есть под своим брендом) для многих еще и статусная вещь, которой можно козырнуть перед знакомыми. Благодаря большому успеху и популярности уникального ледяного вина (ice wine), которое является визитной карточкой Канады, в настоящее время интерес к винодельням юга Онтарио стал стремительно расти. Практически на каждой ферме вблизи Торонто можно увидеть винодельню, где изготавливают вина и проводят дегустации. Особый интерес в этом плане представляют яблочные фермы, на которых изготавливают знаменитый яблочный сидр и ледяное вино из яблок.

Подобным же образом организованы и функционируют пригородные фермы по разведению и выращиванию рыбы (форели), оленей и даже бизонов. Фермерские хозяйства, специализирующиеся на разведении бизонов, обычно представляют собой семейный бизнес, в котором задействованы члены одной семьи или родственники. Возникший в начале 2000-х спрос на диетическое бизонье мясо, продолжает бурно расти. Люди серьезно обеспокоены своим здоровьем и не жалеют инвестиций в себя любимых. А мясо бизона – идеальная альтернатива жирному красному мясу и по некоторым параметрам значительно превосходит по качеству даже такие любимые в Америке стейки из мраморного ангуса. Мясо бизона очень похоже на говядину по вкусу и текстуре, но имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, оно содержит на 75% меньше жира, чем говядина, что является очень важным показателем для тех, кто старается сократить количество потребляемых калорий. Мясо бизона мягче говядины благодаря более коротким мышечным волокнам. Согласно данным Министерства сельского хозяйства США, оно содержит меньше жира и больше белка, чем свинина, баранина, курятина или индюшатина. В нем втрое больше железа, чем в мясе курицы, и вдвое меньше закупоривающих сосуды жиров, чем в сое. А кроме того, мясо бизона содержит на 45% больше железа, чем аналогичная порция говядины.

На сегодня не зарегистрировано ни одного случая аллергической реакции на мясо бизона в отличие от говядины и других видов мяса. Возможно, это объясняется тем фактом, что бизонов выращивают естественным способом, без использования гормонов или стимуляторов роста. Бизоны – дикие животные, обладающие устойчивостью к целому ряду болезней и инфекций, свойственных домашним животным, и поэтому при их выращивании не используют антибиотики. Низкокалорийное мясо с низким содержанием холестерина – идеальное решение для тех, кто сидит на диете.

С точки зрения ведения бизнеса огромным преимуществом бизоньей фермы является также тот факт, что величественные животные нуждаются в очень незначительном уходе. Разведение бизонов практически не требует капитальных вложений – нет необходимости обустраивать теплые сараи, обеспечивать заготовку дорогостоящих кормовых смесей. Бизоны прекрасно себя чувствуют и жарким летом, и суровой зимой. Они питаются степными травами и способны добывать себе корм даже зимой при высоте снежного покрова до 1 метра.

Бизон – выносливое дикое животное, поэтому нет необходимости в организации специальной ветеринарной помощи, например, при родовспоможении во время отела. Существующие в естественных условиях хищники (койоты, волки, лисы) не представляют опасности для новорожденных бизонят, так как взрослые бизоны способны сами защитить своих детенышей, помощь человека им не нужна. А еще, разведение бизонов возможно даже на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования, а также на рекультивированных землях. Все что требуется – это огражденная территория, чтобы животные не разбежались. По словам фермеров, выращивание бизонов – идеальная работа для ленивых животноводов. Основной источник дохода от коммерческого бизоньего стада – мясо бизона. Взрослая корова весит от 800 до 1200 фунтов (примерно 400–600 килограммов), а взрослый бык легко может склонить стрелку весов за тонну. Из этого общего/живого веса около 40% – товарное мясо, которое может использоваться по аналогии с говядиной в виде бифштексов, ростов, фарша и прочего, только по более высокой цене. Но не мясом единым. В последнее время все большую популярность приобретает мыло, сваренное из бизоньего жира, которое уже зарекомендовало себя как прекрасное косметическое средство для кожи рук и тела. Мыло из бизоньего жира делает кожу мягкой и эластичной, легко удаляет жир и другие загрязнения и при этом не пересушивает ее. Люди, страдающие аллергией, с удовольствием пользуются таким мылом.

Итак, бизоны – это не только ценный мех, несколько сотен килограммов диетического и легко усваиваемого мяса, а также шкуры, мыло и ряд других весьма доходных бизнес-продуктов. Например, отличный и весьма дорогой сувенир – бизоний череп (за него просят от 500 до 1500 канадских долларов). Шкура бизона тоже ценная вещь, поскольку она гораздо прочнее и мягче коровьей. Выделанную шкуру можно приобрести за 500–1000 долларов. Дороже всего ценятся шкуры животных, забитых в январе–феврале, когда мех наиболее длинный. К лету шерсть становиться короче, но и за летние шкуры просят не менее 300–800 долларов.

Спросом пользуется даже бизонья шерсть, вернее пряжа из нее. К сожалению, бизонов невозможно стричь, как овец. Шерсть собирают в тех местах, где животные валяются или чешут бока о деревья, камни или заборы. Кстати, фермеры утверждают, что бизоны – большие любители почесать спинку, и у первых американских поселенцев из-за этого даже возникали проблемы со связью, потому что бизоны часто заваливали телеграфные столбы в прериях.

Многие фермеры выращивают бизонов для разведения. В этом случае расценки рассчитываются поголовно и могут значительно варьироваться в зависимости от местности и животного, если за теленка или годовалого бизона просят от 400 до 1000 долларов, то взрослый бык может стоить несколько тысяч долларов. Кроме того, бизоньи фермы предлагают туры. Так, например, семейная ферма на 320 акрах (130 га) на 30–50 бизонов в двух часах езды от большого города принимает в год около 250–500 посетителей за 20–50 долларов с человека, что приносит ей дополнительный годовой доход в сумме около 5000 долларов. Поскольку территория фермы довольно большая, быстро найти животных на ней довольно проблематично. Предприимчивые фермеры предлагают туры с остановкой на ночь, что увеличивает их доход за счет оплаты услуг по проживанию в гостинице и питанию (блюда из бизонятины пользуются неизменной популярностью). Ферма может одновременного обслуживать 20–30 человек, что позволяет периодически проводить корпоративные мероприятия и вечеринки для любителей экзотики. Возможно все, даже охота! За такое развлечение сегодня многие готовы заплатить дорого. Вообще бизон – это сакральное животное. Считается, что шкура сберегает душу могущественного животного и будет оберегать от всех напастей и злых духов того, кто ее носит. У коренных народов Америки особо ценились шкуры редчайших белоснежных бизонов, право носить которые имели только вожди. Бизоны служили пищей, из их шкур изготавливали кров, они были источником лекарств, материалом для изготовления домашнего и охотничьего инструмента и т.д. С приходом европейцев тучные стада бизонов исчезли практически полностью. Исторические заметки свидетельствуют о том, что в 1800 году поголовье бизонов оценивалось в 600 миллионов голов, а к 1899 году их осталось менее 1000 голов. Казалось бы, еще одна печальная история о невосполнимой утрате нанесенной человеком природе. Однако в 2005 году поголовье бизонов на фермах и ранчо Северной Америки насчитывало уже 500000 голов, а в Канаде зарегистрировано около 2000 предприятий-производителей бизонов, которые содержат 250000 животных. Общее северо-американское стадо, включающее животных в государственных и национальных парках, оценивается в 450 000 голов по сравнению с менее чем 1000 голов более столетия назад. Успех по разведению бизонов на фермах и в национальных парках в Канаде давно приобрел международный масштаб и стал серьезной статей экспорта страны.

БИЗОНЬЯ ФЕРМА АРОНА И АРЛИН МАУНТЕЙН, ОНТАРИО, КАНАДА

Это небольшое семейное фермерское хозяйство, расположенное на 100 акрах земли (около 40 га), занимается выращиванием бизонов в течение последних 30 лет. На сегодняшний день на лугах фермы пасется стадо бизонов в 100 голов. При их выращивании Маунтейны не используют кормовые добавки, кукурузу, антибиотики. Это часть жизненной философии, которая предполагает максимально естественный способ выращивания животных только на естественном откорме, то есть летом – трава, а в очень снежные зимы, когда бизоны не могут до нее докопаться, их подкармливают сеном. В далеком 1984 году Арон купил несколько телят бизонов в одном из национальных парков Канады. Содержать их оказались намного проще, чем коров или другой домашний скот. При полном отсутствии ветеринарных услуг фермер припомнил только один случай гибели телят бизонов от сальмонеллеза, который занесли на его пастбище гуси. Все остальные проблемы, широко известные фермерам, выращивающим крупный рогатый скот, на бизоньей ферме отсутствуют. Нет надобности в обустройстве сараев, никакой ветеринарной помощи не требуется, никакие хищники не страшны – бизоны сами способны защитить себя от койотов и медведей.

Необычайную выносливость бизонов иллюстрирует такая история. Однажды зимой в день, когда температура опустилась до -300, одна из коров стада привела теленка. Фермер увидел бизоненка, беспомощно лежащего на снегу и совершенно мокрого. Мать вылизывала его с необычайной силой, так, что маленькое тельце «ездило» по снегу. Фермер попытался забрать теленка домой, в тепло, но мать не подпустила, и тогда фермер подумал, что этому теленку не выжить. Каково же было его удивление, когда на следующий день теленок живой и здоровый радостно скакал по снегу рядом с мамой!

Единственной операцией, требующей высокого мастерства, опыта и сноровки, является необходимость периодически загонять бизонов в корраль. Делается это для того, чтобы, например, разделить стадо, отсортировать животных для убоя, промаркировать их и т. д. У американских ковбоев существует поговорка: «Бизонов можно загнать куда угодно, если они хотят туда идти». Пастушьи собаки в данном случае не помощники, ведь у разъяренного бизона (а в случае даже незначительного беспокойства бизоны легко впадают в ярость и становятся крайне агрессивными) реакция гораздо быстрее собачьей! На ферме Маунтейнов загон в корраль осуществляют несколько наездников из числа членов семьи на специально обученных лошадях. Очень важно также организовать правильное ограждение пастбища для бизонов по всему периметру. На ферме используют колючую проволоку поверх и снизу металлической крупноячеистой сетки. Это исключает возможность «подкопа» и группового «штурма» со стороны бизонов. Забой бизонов производится в августе–сентябре. Забивают животных в возрасте 2,5–3,5 лет, когда они достигают оптимального веса (коровы – 800–900 кг, быки – 1200–1500 кг) и дают потомство. Забой производится на территории специального лицензированного заготовительного пункта, куда животных необходимо доставить живыми для осмотра государственным инспектором. Мясо и другие части туши распределяются в соответствии с предварительными заказами местных магазинов, ресторанов, частных покупателей. На ферме реализуют также шкуры животных (их стоимость после выделки составляет 1000–1500 долларов), черепа, рога, кости, выделанные кожи. Все по предварительной записи, иногда на год вперед. Фермер рассказал легенду, о том, как возродилась популяция бизонов в Северной Америке. Когда-то на свете жил очень удачливый охотник по имени Серый Койот. Стада бизонов уже исчезли из прерий. И вот однажды он нашел маленького теленка бизона, который потерял свою мать. Впервые в душе охотника что-то переменилось, и он решил хотя бы раз в жизни сделать что-нибудь хорошее и сохранить жизнь маленькому беззащитному существу. Серый Койот взял теленка домой и выходил его, а потом передал фермерам. Правительство США обратилось к фермерам с просьбой продать животных государству с целю сохранения вида. Но фермеры запросили такую цену, что этот план оказался невыполнимым. Тогда животных выкупило правительство Канады для своего национального парка. Теперь каждый бизон в Канаде, в том числе и с фермы Арона, ведет от них свою родословную. Так, даже маленький поступок может привести к существенным изменениям. Поэтому, уверен фермер, занимаясь разведением бизонов, нужно заботиться не о максимальной прибыли, а о восстановлении популяции легендарных североамериканских животных и возвращении людям утраченной возможности питаться натуральным мясом бизонов, выращенных в естественных условиях. Сбыт продукции хозяйства в далеких 90-х начался с того, что фермер сам объезжал местные рестораны и мясные магазины, проводил презентации и дегустацию продуктов с шефами и менеджерами по закупкам. В те времена людей еще приходилось убеждать в преимуществах экологически чистого диетического мяса бизонов. Помогало также участие в местных ярмарках, где фермер и члены его семьи с помощью специально оборудованного автобуса готовили и продавали стейки и гамбургеры, а также продавали шапки и шкуры бизонов. Пошли первые заказы. Сегодня спрос на продукцию фермы вырос в разы, и вся продукция реализуется только по предварительным заказам, собранным в течение года, которые частенько превышают возможности фермера. И хотя Арон Маунтейн не получает никакой помощи и финансирования от государства, его бизнес развивается стремительными темпами. В настоящее время он собирается расширить свои земельные владения за счет выкупа соседних участков и увеличивать поголовье бизонов.

Основатель CNN Тед Тернер является владельцем одного из самых крупных в мире бизоньих стад, которое насчитывает около 55000 голов. В 2002 году он стал одним из создателей сети TedsMontanaGrill, чтобы популяризировать бизонье мясо, и сегодня продает около 1,5 миллиона фунтов мяса в год. Тед Тернер также считает, что бизонов выращивать легче, чем крупный рогатый скот, однако это мощные дикие животные, и с ними надо быть все время начеку.

Арон Маунтейн и спецкор ICJ Ольга Кожан